1000 Советов

4 подписчика

Свежие комментарии

  • mfagashin Агашин15 января, 16:34
    Обзор в общем интересен и полезен. Однако, все люди разные и находятся в разных условиях. Если не возражаете, поделюс...Секреты долголети...

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

СМИ нередко называют замедленным оружием массового поражениям — «зомбоящик» промывает мозги, реалити-шоу ведут к сексуальной распущенности, а статьи в печатных изданиях не что иное, как манипуляция и пропаганда. Сегодня разбираемся, так ли это на самом деле и рассматриваем некоторые негативные эффекты средств массовой информации.

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием
СМИ нередко называют замедленным оружием массового поражениям — «зомбоящик» промывает мозги, реалити-шоу ведут к сексуальной распущенности, а статьи в печатных изданиях не что иное, как манипуляция и пропаганда. Сегодня разбираемся, так ли это на самом деле и рассматриваем некоторые негативные эффекты средств массовой информации.

 

«Любой человек, управляющий средствами массовой информации, контролирует разум»

Джим Дуглас Моррисон


На дворе 21 век — уровень цифровизации населения растет, объем контента увеличивается и фейковых новостей становится больше. В таком обилии информации можно принять за правду любую ложь и даже самые нелепые теории. Один из ярких примеров последних недель: фейк о том, что источник коронавируса — это вышки 5G. Возникшая в Британии теория так врезалась в умы людей, что те объявили злополучным сотовым сетям настоящую войну. С 30 марта в Соединенном Королевстве на вышки было совершено около 90 нападений и как минимум 20 из них полностью сожгли.

Россию эта история тоже коснулась. С могущественным 5G врагом боролись, причем довольно успешно, в Дагестане и Северной Осетии.

meduza.io

По данным на 7 апреля, пресса писала о вандализме в Британии 717 раз. Этот пример иллюстрирует то, как один нелепый конспирологический фейк может довести людей до истерии и даже побудить к противоправным действиям. Конечно, история про вышки не придумка медийников, однако в прессе эта тема широко обсуждалась, подогревая интерес читателя.

Как известно, СМИ носят гордое имя четвертой власти и способны побуждать к действию, влиять на сознание и общественно-политические процессы. Позитивная функция может спасать жизни: так было с делом Ивана Голунова, когда медиа сплотились для защиты коллеги и способствовали широкому общественному резонансу. Более мрачная сторона делает прессу и телевидение мощным инструментом манипулирования и скрывает ряд неприятных для психики побочных эффектов.


Телевидение убивает?

По сей день телевидение остается для большинства россиян основным источником информации, хотя его аудитория сокращается каждый год. Как показал опрос «РОССИЙСКИЙ МЕДИА-ЛАНДШАФТ 2019», 72% респондентов получают основную информацию из телепередач, среди них 93% — это пожилые люди старше 65 лет, а 42% — молодежь младше 25. Раньше процент был в разы выше, но цифровизация и низкое качество контента заставили часть аудитории уйти на другие площадки. ТВ всегда подвергалось критике: пропаганда насилия, откровенное медиасодержание и скандальные программы — это лишь верхушка айсберга. Регулярный просмотр телевизора наносит по психике серьезный удар.

16 декабря 1997 года свет увидел самую скандальную серию Покемонов. Мультик на тот момент был очень популярен, и у телеэкранов собралось более 26 млн домов. На 20 минуте эпизода, во время красочного сражения, стало приходить нечто неладное. Два ярких контрастных цвета настолько быстро сменяли друг друга, что у зрителей наблюдались помутнение сознания, головная боль, головокружение и тошнота. Самыми страшными симптомами стали эпилептические припадки у детей. В больницу попали 685 больных эпилепсией, из них 310 мальчиков и 375 девочек. Вопиющий случай назвали «Шоком от Покемонов», и эпизод попал в книгу Рекордов Гиннесса, как самое вредное шоу.

Эта история — один из самых ярких примеров воздействия телевидения на психику человека, в частности на несформированную психику ребенка. Покемонов тогда на 4 месяца сняли с экранов, но позже мультик вернулся в прежнем формате.

Многие исследования отмечают, что длительный просмотр телевидения может негативно сказаться на детской психике. По данным Бристолького Университета, дети которые проводят больше 2 часов в день, смотря телевизор или используя компьютер, могут столкнуться с различного рода психологическими трудностями. Результаты другого исследования отмечают, что дети, которые в возрасте от 5 до 15 лет обычно проводили у телевизора более 2 часов, имеют повышенный риск развития тревожности и депрессии во взрослом возрасте.

С самого первого эфира "Телепузики" подвергались критике за абсурди, странность персонажей и даже за пропаганду гомосексуализма / bit.ua

Данные Американской медицинской ассоциации показывают, что за школьные годы ребёнок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Все осложняется тем, что в маленьком возрасте он не способен отделять реальность от вымысла и критически оценивать происходящее на экране. Это может привести к формированию криминального мышления, в котором самый верный способ решения проблемы — насильственный. Результаты опроса кандидата психологических наук О.Ю. Дроздова показывают, что 58% молодёжи стремятся копировать поведение известных телегероев, а 37,3% готовы совершить противоправные действия, копируя их. Такая история произошла в Томске. После просмотра «Молчания ягнят» школьники стали хладнокровными убийцами 6 человек, подражая Ганнибалу Лектору. Известны случаи, когда люди решались и на ограбления, вдохновившись фильмами. 30 декабря 2007 года в Керале (Индия) состоялось ограбление банка Челембра — самое крупное в истории района. Бандиты проделали дыру в полу банка и украли 80 млн рупий, а позже признались, что на преступление их толкнул фильм «Байкеры».

Воздействие медианасилия активно изучается научным сообществом. Многолетнее исследование Дж. Гербнера показало, что в детских мультфильмах содержится больше сцен насилия, чем в других развлекательных программах, в том числе боевиках и детективах. Вспомните жесткие разборки Тома и Джерри.

Другие анализы показывают, что между просмотром сцен насилия в детстве и уровнем агрессии во взрослом возрасте есть прямая связь. Просмотр жестоких кадров также делает человека менее восприимчивым к ним, и тот легче принимает насилие в реальной жизни.

В рамках Гипотезы культивации, изучающей долгосрочное воздействие телевидения на зрителя, отмечается, что чем больше человек «живет» просмотром тв передач, тем сильнее искажается его восприятие действительности. Например, люди, которые часто смотрят телевизор, считают, что в органах правопорядка работают 5% населения планеты, а мир наполнен полицейскими, судьями и иными служителями закона. Опросы Гербнера показали, что зрители ТВ чаще испытают страх стать жертвой преступлений, чем обычные люди. Они также с большим подозрением относятся к мотивам и поведению окружающих, ожидая от них худшего. Российское телевидение транслирует еще одну установку. Мистические передачи, расплодившиеся на многих федеральных каналах, преподносят зрителю месседж о том, что он ничего не контролирует: жизнью управляют неподвластные силы.

Как известно, спрос рождает предложение. Научно доказано, что негативная информация вызывает у нашего организма более сильный отклик, нежели позитивная. Чернуха, убийства, скандалы и разборки — вот, что хочет видеть зритель. «Чем больше крови, тем лучше», поэтому СМИ охотно эксплуатируют насилие, тем самым удерживая свою аудиторию.

Массовые протесты в Барселоне в 2019 году / russian.rt.com

Сексуально откровенное медиасодержание — это отдельный пласт проблемы. В книге «Основы воздействия в СМИ» указано, что в 1998 году более 30% молодежи получали информацию о сексе из телепередач. И хотя по ТВ не крутят порно, это не значит, что откровенного содержания там нет. Контент-анализ западных специалистов в 1997-1998 годах показал, что 56% содержания отводится на сексуально ориентированную информацию, а 23% изображает секс. При этом, частое потребление такого контента может привести к изменению ценностей. Например, мужчина увидел фильм рейтинга 18+ в котором женщина во время секса испытывает удовольствие от насилия. Вскоре у него может появиться установка, что такое поведение допустимо в реальной жизни. В случае с подростками, откровенные сцены могут менять их моральные устои и делать нормой ранее табуированные темы.

Вспомним ДОМ-2. Реалити-шоу, которое пользуется популярностью, в том числе у несовершеннолетних, пропагандирует сексуальную распущенность и свободные отношения. О негативном влиянии программы говорят уже многие годы, но закрыть ее пока так и не получилось.

Еще одна громкая история последних лет — это релиз сериала «13 причин почему», который спровоцировал, по мнению исследователей, рост самоубийств среди подростков в Соединенных Штатах. Некоторые данные говорят о том, что из-за драмы число суицидальный запросов в GOOGLE выросло на 19%, а число смертей — на 13,3%. Общественный резонанс подтолкнул создателей сериала вырезать из него детализированную сцену самоубийства главной героини.

Аномальная сила внушения телевидения в России ярче всего проявилась после Перестройки — в конце 80-х и в начале 90-х годов. На смену научпопу, который был очень популярен в Советском Союзе, пришли целители, маги, гадалки и разного рода паранормальные явления. Небывалой известностью пользовались Аллан Чумак и Анатолий Кашпировский. Первый с телеэкрана заряжал банки с водой, а второй гипнотизировал и лечил. Такие сеансы пользовались огромным спросом: миллионы людей послушно следовали всем рекомендациям целителей и говорили, что заряженная вода и гипноз им помогают. И хотя речь идет скорее об эффекте плацебо, народные маги стали легендами 90-х, продемонстрировав тот самый гипнотический эффект телевидения.

 Комментарий эксперта:

Сергей Горин
Врач-психиатр, психотерапевт, один из крупнейших специалистов по нейролингвистическому программированию (НЛП), автор 11 монографий, посвящённых гипнозу и НЛП, манипуляции сознанием масс, пропаганде и рекламе. Создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза (РМЭГ) и рекламной технологии «Пятая власть».
Контакты:


ПЯТЬ ПРИВЫЧЕК, КОТОРЫЕ ПРИВИВАЕТ НАМ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Со времён советского здравоохранения из газеты в газету и из журнала в журнал переходит простая рекомендация по просмотру телепередач: взрослым — не более 2-3 часов в день, детям — не больше получаса в день, и только детские передачи. Тогда рекомендация была обусловлена тем, что ламповые телевизоры и их электронно-лучевые трубки давали не самый комфортный для зрения вид сигнала; глаза зрителя сильно утомлялись. Но вот старые телевизоры канули в прошлое, картинка сильно улучшилась, а рекомендации ограничивать просмотр ТВ остались. Почему? В чём вред аппарата, который есть в каждой семье (и зачастую не один)? Нет, никто не умер от просмотра телевизора. По крайней мере, автору ни разу не попадалась такая причина смерти в истории болезни: «Просмотр телевизора», поэтому говорить о вреде телевидения можно с изрядной долей условности. Тем не менее бессистемный и навязчивый, постоянный фоновый «запойный» просмотр ТВ награждает психику взрослых людей — и, что более существенно, неокрепшую психику детей — несколькими не самыми полезными привычками.

Привычка не быть сосредоточенным никогда и ни на чём

Под фоновые звуки речи или музыки сосредоточенность на одной мысли практически невозможна, поэтому производительность умственного труда при постоянно включённом телевизоре стремится к нулю. Яркая иллюстрация подобного невнимания — так называемый «заппинг», постоянное бессмысленное переключение каналов в ходе просмотра ТВ, типичное явление современности в тех семьях, где телевизор включён постоянно.

Привычка к «клиповому мышлению»

Это телевизионный термин, отражающий следующее явление: фрагментарность мышления, его разбиение на кусочки при сохранении иллюзии целостности мысли. В отличие от газетных новостей, теленовости люди не анализируют. Более того, если человек увидел трейлер фильма — он считает, что видел весь фильм. Подобное наблюдается у пользователей Интернета: о новости судят по заголовку и иллюстрации к ней, саму новость не читают.

Привычка к информационному потребительству

Почему в США давным-давно называют телевизор ящиком для идиотов? Потому что ТВ-сюжет — это удобоваримые «консервы» для мышления. Весьма часто человек (особенно это относится к детям и подросткам) не может пересказать своими словами увиденный по ТВ сюжет или фильм. Почему? Потому что навык пересказа, да ещё и грамотного письменного изложения сюжета, формируют книги, а не телевидение. Чтение, даже самое глупое, даёт больше пищи для ума, чем ТВ, даже самое умное.

Стандартная схема теленовости: подводка к сюжету (предварительная информация о том, что вы сейчас увидите), сам сюжет (динамичная картинка), отводка (пояснение автора, как вы, зритель, должны воспринять/ запомнить этот сюжет). В итоге у зрителя не остаётся пространства для собственного анализа сюжета: ему предложили уже разжёванную новость и протолкнули её в пищевод.

Привычка быть субъектом манипуляции

Почему телезритель склонен легко принимать ложь за правду? Потому что в его мозгу сработал механизм восприятия «я это видел собственными глазами — значит, это правда». Но что он видел? Только то, что ему посчитали нужным показать, и с тем комментарием, которым посчитали нужным снабдить сюжет. Пространства для собственного анализа полученной информации зрителю снова не оставили.

Привычка к «магическому мышлению»

Термин «магическое мышление» психологи используют, когда хотят проиллюстрировать особенности мыслительной деятельности первобытного человека или ребёнка. Да, в современном обществе это, в основном, касается детей: они не отличают правду от рекламы и мультиков, они постоянно живут в сказке. Для них всё, что сказал авторитетный взрослый — истина. Но если ребёнок, заигравшись в Спайдермена, выпрыгнет из окна высотного здания, он не повиснет на прочной паутине, как человек-паук. Дорогостоящая привычка, в общем...


Манипуляция в прессе

С печатными и электронными СМИ дело обстоит иначе: их негативное влияние на человеческое сознание не изучается так обширно, как воздействие телевидения. Однако сесть на информационную иглу электронных новостей также просто, как подсесть на просмотр реалити-шоу. О новостной зависимости сейчас говорят все чаще, пишут лайфхаки по ее преодолению и призывают меньше читать новости. Во время пандемии коронавируса этот совет оказался особенно актуальным, когда объем негатива приблизился к историческому максимуму. И правда, некоторые исследования подтверждают, что чтение новостей может привести к развитию ПТСР, тревоги и депрессии. Причем сильный эмоциональный отклик может появиться и после нейтральных, повседневных новостей.

«Негативные новости могут существенно изменить ваше настроение, особенно если при трансляции новостей подчёркивают страдания и эмоциональные составляющие истории. Плохая новость может повлиять на ваши собственные заботы, вы начинаете воспринимать их более тяжёлыми и угрожающими, начинаете беспокоиться сильнее, чем ваши проблемы того требуют. В результате ощущаете стресс и подавленность», — пояснял доктор Грэм Дэви, специализирующийся на насилии в медиа.

Это правда, что в СМИ процветает пропаганда и манипуляция. Часто пресса становится тем самым механизмом политических сил, который заставляет массы смотреть на мир с определенной точки зрения. Вся прелесть в том, что воздействие происходит слишком незаметно и понять, что вы стали жертвой манипуляции порой невозможно. Ее успех заключается как раз в послушности и пассивности гражданина, который не тратит свое время на проверку полученной информации.

Яркий пример того, как с помощью ракурса можно изменить суть ситуации / warandpeace.ru

Один из самых популярных методов политической манипуляции — создание врага. Такой прием помогает отвлечь получателя информации от насущных проблем и сплотить общество перед общей угрозой. Его особенно выгодно использовать во время информационной войны. Так, на Западе из нас лепят врага, а мы лепим врага из них. По данным на 2014 год, информационная политика привела к росту антироссийских настроений в США: 70–78% американцев отрицательно высказывались о России.

Другой распространенный прием — манипуляция статистикой. Наличие цифр в тексте делает его примерно на 68% убедительнее, сообщается в статье С.А. Виноградовой «Речевая манипуляция цифровой информацией». Причем этот способ активно используется не только в СМИ, но и в маркетинге, ведь присутствие какой-нибудь красивой цифры с большей вероятностью заставит покупателя приобрести именно этот товар.

Одна из первых классификаций манипуляторных приемов была составлена в 30-е годы 20 века в США и опубликована под названием «азбука пропаганды». Методы, изложенные в ней используются до сих пор. Вот несколько из них:

  • Хвост виляет собакой. Хитрый метод, который помогает отвлечь внимание от важного события, сместив фокус на более незаметное. Так обычно пытаются замять скандал или оставить незамеченным какое-то неприятное происшествие. К примеру, то как активно на федеральных каналах обсуждают геополитические проблемы, отвлекает зрителей от насущных проблем внутри страны. На волне шумихи удобно принимать законопроекты. Так было в 2018 году, когда во время ЧМ по футболу готовился документ о повышении пенсионного возраста.

  • Авторитетные мнения. Как и в случае со статистикой, текст наполненный ссылками на авторитетные и важные источники, пользуется большим доверием аудитории. При этом лучше всего, когда высказывания содержат оценочные суждения в сторону персоны, идеи, организации или целой страны. Таким образом очень просто убеждать и формировать нужное мнение. На телевидении этот прием используется чаще всего: привлеченные эксперты комментируют события в России и мире.

  • Подтасовка карт. Метод заключается в преподнесении фактов только с положительной или отрицательной стороны. Как известно, суть журналистики заключается в объективности, однако иногда о ней можно забыть, чтобы добиться желаемого эффекта. Например, сформировать образ политика-злодея или, наоборот, рассказать о чьей-то добродетели, замалчивая скандалы и ошибки.

  • Навешивание ярлыков. Довольно простой прием, суть его в использовании оскорбительных метафор, уничижительных эпитетов и других негативных названий для людей или явлений. Например, «нашисты» в отношении провластных молодежных организаций или «партия жуликов и воров» в отношении Единой России.

Иллюстрация однобокого представления фактов: принц Уильям показывает, что у него родился уже третий ребенок / eatliver.com

СМИ имеют в своем распоряжении намного больше приемов манипулирования массовым сознанием, чем сказано выше. С каждым годом их число увеличивается вместе с расширением цифрового пространства. Такие приемы хоть и кажутся безобидными, но могут негативно влиять на психику, ведь манипуляция — это всегда психологическое воздействие.


Итог

Сложно говорить о степени последствий, но научные работы фиксируют зависимость между массовой информацией и расстройствами пищевого поведения, депрессией, ростом числа суицидов и зависимостей, уровнем тревоги и агрессии. Эффект третьего лица показывает, что люди зачастую ошибочно полагают, будто они менее восприимчивы к влиянию медиа, чем другие (50% недооценивают силу внушения). Это убеждение неверно: воздействию подвергаются все, от мала до велика. Разница только в индивидуальной чувствительности человека: одни более восприимчивы, чем другие.

Как защитить себя от разного рода воздействий? Для начала нужно сократить время просмотра телевизора. Не стоит проводить перед экраном более 2 часов ежедневно. То же самое правило касается электронных и печатных СМИ. Любую информацию нужно принимать со скепсисом, не делать скоропалительных выводов и по возможности не принимать все близко к сердцу. А еще можно добавить в свой ежедневный новостной «рацион» больше позитивной информации.


Главное фото: drive2.ru

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

Орудие массового поражения: как СМИ влияют на психику и манипулируют нашим сознанием

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх