На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

1000 Советов

26 подписчиков

«Токийский скиталец»: о малоизвестном японском фильме, который вдохновил великих режиссеров

Сегодня говорим о стильном гангстерском фильме, повлиявшем на многих знаковых режиссеров современности.

Сегодня говорим о стильном гангстерском фильме, повлиявшем на многих знаковых режиссеров современности.

Сэйдзюн Судзуки удивительный режиссер. Известный в основном в узких кругах, он снял более 40 фильмов категории В, при этом до 80-х годов был практически неизвестен на Западе. Его талант открылся широкому зрителю лишь благодаря ретроспективам и фестивалям. В итоге, Судзуки получил мировое признание и оказал огромное влияние на Тарантино, который отдал дань уважения режиссеру в «Убить Билла», на Джармуша, использовавшего несколько запоминающихся приемов Судзуки в своих фильмах, и на Рефна, включившего «Токийского скитальца» в свой топ любимых фильмов. Именно о «Токийском скитальце», который опередил свое время и стал образцом киноавангарда, и пойдет речь.

1000sovetov.ru



Описывать сюжет картины сложно, но можно. В центре бывший член банды якудза Тэцу, который вместе со своим боссом Куратой решает завязать с криминальным бизнесом. По закону жанра порвать с преступными делами не так уж и просто, и за Тэцу начинается самая настоящая охота. Чтобы обезопасить себя и своего начальника, которому герой бесконечно предан, он вынужден скитаться. Блуждания по японской местности оказываются кровавой бойней, в которой настырные гангстеры ну никак не хотят оставить Тэцу в покое. Такие дела.



Сразу стоит отметить, что «Токийский скиталец» принадлежит к особому жанру японского кино под названием якудза эйга, который был максимально популярен в 50-е и 60-е годы. Не сложно догадаться, что жанр рассказывает о якудза, как, например, вестерны о ковбоях. Однако фильм Судзуки выделился и здесь. Отказавшись от чрезмерной романтизации образа японского гангстера, режиссер в критической форме обращается к аспектам социальным и моральным. Отчасти поэтому фильм и опередил свое время, ведь к подобной критике явления авторы придут чуть позже — в начале 70-х.



Это не все. Кроме завуалированного осуждения, Судзуки прибегает к еще одному приему — пародии. Да, он насмехается над жанром и делает это очень мастерски. Весь фильм пропитан абсурдом, что напрямую влияет на восприятие опасных бандитов. Порой становится даже смешно, несмотря на всю серьезность их намерений, точность выстрелов и максимальную детализированность драк. Одна из таких сцен — сцена в лифте — хотя и подразумевает напряжение и опасность, заканчивается абсолютно комически и вызывает у зрителя сильное недоумение.



С первого взгляда «Токийского скитальца» можно принять за странную киноавантюру, в которой отсутствует не только логика, но и осмысленный сюжет. Однако это далеко не так. Судзуки целенаправленно усложняет повествование, делает его гротескным и сюрреалистичным, полностью разрушая зрительские ожидания о классическом гангстерском фильме. Нет, это далеко не классика, это самый настоящий авангард, который здорово приправлен джазом, черным юмором и перестрелками.

1000sovetov.ru



Кстати, о джазе. «Токийский скиталец» сочетает в себе великое множество жанров и один из них — мюзикл. Весь фильм пропитан музыкой и она является его важной частью: ни о чем не подозревающие японцы бодро танцуют в том самом клубе, где в закромах ведутся грязные дела; возлюбленная Тэцу на протяжении всей ленты поет лиричную песню об одиноком скитальце, который не может найти покоя; ее же напевает главный герой, пока блуждает по заснеженной Японии и так далее. И хотя музыка в фильме разная, она отлично вплетается в сюжет и дополняет его своим настроением, порой подкрепляет и без того абсурдный фильм абсурдным оттенком — например, когда не совсем соответствует происходящему на экране. Помимо мюзикла, Судзуки вдохновлялся и американскими вестернами: об этом говорит эпизод схватки на железнодорожных путях и массовая драка в салуне, который полностью стилизован под западный стиль.



«Токийский скиталец» визуально выглядит очень стильно. Речь идет не только о декорациях — причудливом геометрическом антураже клуба, где поет возлюбленная Тецу, неоновых вывесках, на фоне которых то и дело мелькают якудза, странных, но эффектных скульптурах. Речь идет и о сочетании цветов. Здесь пастель соединяется с яркими красками, минималистичный белый с кроваво-красным, черным или светло-голубым. Некоторые сцены имеют один доминирующий цвет, а в других на неприметном фоне выделяется лишь один объект, к которому приковано все внимание. Судзуки в этом фильме оказался великолепным визуализатором и мастером игры с цветом, светом и тенью. А еще на протяжении всей ленты в глаза бросается необыкновенная гармония традиционного японского минимализма, заметного во многих сценах, с порой избыточной западной обстановкой. Фильм был снят в 1966 году, но выглядит необыкновенно свежо даже сейчас.



При довольно незамысловатом сюжете, «Токийский скиталец» затрагивает многие социальные и нравственные аспекты жизни японца. Например, такие важные понятия как долг, верность и честь. Не зря Тэцу в одной из сцен говорит, что верность хозяину гораздо важнее любви. И действительно, он готов пойти ради Кураты на многое — на скитания, отказ от спокойствия и возлюбленной. В другом эпизоде один из якудза сообщает, что для него нет понятия чести — только деньги и власть имеют значение. Как раз в этих противоречиях скрывается конфликт. Ведь для Тэцу нет ничего важнее верности и долга, а для гангстеров эти понятия не значат ничего. В конце фильма герой убедится в этом на собственной шкуре, пережив предательство того, кто отвернулся от своих идеалов ради денег и власти.



Предложив логике удалиться из кадра, Судзуки создал очень интересное сочетание абсурда и криминального триллера с элементами черной комедии. Происходящее на экране порой парадоксально, ситуации — фарс, а за содержанием диалогов действительно сложно уследить. Но это далеко не минус. Благодаря стилистике и визуальной составляющей, «Токийский скиталец» стал по-настоящему знаковым фильмом, который отошел от классической стилистики якудза эйга и стал чем-то новым и уникальным. Благодаря экспериментам, которые Судзуки применил несмотря на протесты студии, фильм можно часами разбирать по полочкам и до конца в нем так и не разобраться.



Когда фильм вышел в прокат, студия Никаццу, финансировавшая съемки, была очень недовольна. Им и раньше не нравился абсурдистский стиль Судзуки, а «Токийский скиталец» стал его квинтэссенцией. После этой ленты, студия урезала бюджет и разрешила снимать только в черно-белом цвете. Тогда режиссер создал сюрреалистичного «Рожденного убивать», некоторые приемы которого использовал знаменитый Джармуш. Это стало последней каплей и Судзуки со скандалом уволили. Руководство студии тогда не оценило необычный авторский стиль режиссера и то, что он снял невероятно знаковое кино. Без «Токийского скитальца» возможно не было бы «Убить Билла» Тарантино. Да-да, я не шучу. Влияние японского предшественника заметно невооруженным взглядом — в геометрии кадра, обращении к японской тематике, работе камеры, стилистике и музыке.

Вот такой великолепный фильм, о котором почти никто не знает. А жаль, потому что «Токийский скиталец» — это работа высочайшего уровня, без которой кинематограф был бы другим.

Главное фото: 1000sovetov.ru

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх