На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

1000 Советов

25 подписчиков

Диагноз российского образования: от чего страдают наши школы и как власти решают их проблемы

Наше образование часто критикуют за большой спектр проблем. Именно поэтому в новом лонгриде я попытаюсь разобраться в том, что плохого в отечественном образовании, а также провести параллели с учебой в СССР и за рубежом.

Наше образование часто критикуют за большой спектр проблем. Именно поэтому в новом лонгриде я попытаюсь разобраться в том, что плохого в отечественном образовании, а также провести параллели с учебой в СССР и за рубежом.

Почему детей плохо учат в школе?

Было ли образование в СССР идеальным?

Чем зарубежные школы отличаются от российских?


Почему детей плохо учат в школе?

Пандемия коронавируса сильно изменила привычный уклад жизни и, в том числе, обучение в школе — теперь школьники получают знания дистанционно, уроки проходят в скайпе, а «домашка» высылается по почте. Тут и вскрылся ряд подводных камней, которые мешают нормальной учебе. В частности, школы оказались не готовы к длительной дистанционке, обнаружилась повсеместная нехватка компьютеров, особенно в многодетных семьях. Так, например, в одном только Питере около 17 тыс. детей не имеют дома компьютерной техники и выхода в интернет. В Ярославской области онлайн-обучение не смогли осуществить почти 5% учеников, а в Архангельской не во всех населенных пунктах есть выход во всемирную сеть. В такой обстановке на учителя легло еще больше работы (которой и без того всегда хватало с лихвой). О возросшей нагрузке заявили 78% педагогов, которые проходили опрос портала Учи.ру. В среднем рабочий день увеличился на 1-3 часа по сравнению с обычным режимом, а 36% преподавателей отметили, что приходится работать на 3 часа больше.

Школьники, в свою очередь, восприняли карантин как каникулы. В некоторых учебных заведениях у детей совсем нет онлайн-уроков, вместо этого им просто присылают домашнее задание, которое потом проверяет преподаватель. В таких условиях невозможно говорить о полноценном обучении, ведь ребенку приходится быть учителем самому себе. Также отмечается, что интернет-ресурсы, которые министерство просвещения включило в список рекомендованных (РЭШ, МЭШ, «ЯКласс», Яндекс.Учебник и InternetUrok), не справляются с возросшим числом пользователей и терпят сбои. Плюс, платформы РЭШ и МЭШ подвергаются сильной критике: образовательный контент и уроки содержат множество ошибок, что признают даже высококвалифицированные учителя. Все это — нынешняя ситуация, описанная вкратце.

А что же было до пандемии? На самом деле, в отечественном образовании так много проблем, что на перечисление всех до единой уйдет слишком много времени, поэтому поговорим об основных.

Ранее в материале о борьбе с коронавирусом мы уже писали о том, как многолетняя оптимизация системы здравоохранения сказалась на состоянии всей российской медицины. Так вот, оптимизация затронула и образование. Ее основой стало внедрение новых государственных стандартов, призванных улучшить уже существующую систему. После развала Советского Союза в ней наблюдался хаос, и чтобы навести порядок, в 2004 году для общего образования были созданы первые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Проще говоря, совокупные требования к работе педагогов и учебных заведений. Первым стандартом чиновники не ограничились и потом ввели еще один, проект последнего появился в 2019 году. И хотя у федеральных стандартов есть определенные заслуги, на них сыпется шквал осуждения от учебного сообщества. Дело в том, что улучшения системы требовали постоянной работы по составлению учебных программ, планов, отчетов и прочего, что свело работу учителя к бесконечному заполнению бумажек. Добавьте к этому 6-7 уроков в день и получится, что преподаватель заканчивает работать лишь поздно ночью. О каком профессиональном развитии может идти речь?

1000sovetov.ru

Вот что рассказала 1000sovetov.ru Людмила Монетова, учитель русского языка и литературы с 55-летним стажем школы № 19 г. Смоленска:

«Задача учителя — учить детей, а мы пишем бумаги тоннами, — жалуется она. — Отчеты пишем за каждое слово, за каждую фразу, за все должны отчитаться. Что сказал учитель, что сказал ученик. Все это делает нас какими-то бумажными работниками. У нас не хватает времени учить и заниматься своим делом. Время на заполнение отчетов — это время отнятое у учеников, поэтому я считаю, что бумажную работу нужно обязательно сократить».

Исследование РАНХиГС показало, что около 80% преподавателей пожаловались на выросшую бюрократическую нагрузку. 73% российских педагогов считают, что работать в школе стало труднее из-за сложностей в отношениях с детьми.

По сведениям члена-корреспондента РАН Жана Тощенко, который подготовил для Новой газеты критическую статью о нескончаемой оптимизации образования, из-за ФГОС нормативы контроля и отчетности вышли на первый план. Всего лишь за 5 лет, с 2008 года по 2013, их число увеличилось в 16 раз. «К примеру, только один из вузов Новосибирской области представил в Рособрнадзор отчет на 200 тыс. страниц», — сообщил Тощенко.

В 2019 году, как я уже сказала, был представлен проект новых федеральных образовательных стандартов. Для ихнезависимой экспертизы Минпросвещения привлекло более 300 экспертов Российской академии образования (РАО), в том числе трех академиков РАН. Так вот, в ходе экспертизы специалисты сделали более 500 (!) замечаний и предложили переработать новые стандарты. В общем-то, эксперты сходятся во мнении, что ФГОС тормозят процесс развития образования и направлены на его архаизацию.

Следующая проблема, которая стоит довольно остро  нехватка учителей. Как сообщила в начале 2020 года министр просвещения России Ольга Васильева, стране не хватает примерно 150 тысяч преподавателей. «Особенно нужны учителя иностранного языка, математики, информатики, физики. Все чаще в эту статистику попадают учителя начальных классов», — рассказала она «Российской газете».

1000sovetov.ru / данные: fioco.ru

Эта проблема стоит остро повсеместно, но особенно — в небольших городах и сельских школах. Взять хотя бы Смоленск с населением в 330 тыс. человек: «У нас сейчас в стране полная нехватка учителей, их просто недостаточно. Тут много вопросов к зарплатам. Особенно к региональным. Мы заканчиваем один институт, один педагог едет в Москву и получает 100 тысяч, а мы в регионах зарабатываем 15-20 тысяч», — рассказала собеседница нашему изданию.

Не обошла стороной проблема нехватки педагогов и другие регионы страны. Например, в Калининграде 15% учителей уходят после двух лет работы. Из Омска учителя уезжают в другие города за зарплатой, которая выше в 2-3 раза. Кадровый кризис есть и в Костроме: в 2019 году детям несколько недель не преподавали русский, литературу и химию. По указанию экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель», с 2014 года в российских школах было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек другого персонала. При этом демографическая политика работает и рождаемость растет, а учителей становится все меньше. Отсюда получается, что педагоги должны приходить коллегам на помощь и брать на себя другие предметы. Физкультурники ведут труд, а историки — обществознание, и зачастую такие уроки ограничиваются чтением учебника без глубокого объяснения тем.

Проблема стоит так остро из-за катастрофически низких зарплат. По данным на 2019 год, в среднем учителя получают 40 тысяч рублей в месяц. При этом самая высокая зарплата на Чукотке (99 тыс.), а самая низкая — в Северной Осетии (22 тыс.). К скудной зарплате плюсуется огромная нагрузка: из 60 часов в неделю на преподавание отводиться только 24 часа, а все остальное время — на проверку домашнего задания и бюрократические отчеты. Также следует упомянуть и престиж профессии, который в нынешних реалиях гораздо ниже, чем был, например, в СССР.

«Сейчас очень упал авторитет учителя не только со стороны учеников, но и со стороны родителей, продолжает Людмила Монетова. — К нам относятся очень критично. Молодые родители говорят: „ну, подумаешь, учитель“, и порой относятся к нам неуважительно, а это отражается на детях. Жалобы на нас пишут, в прокуратуру, например. Не надо, конечно, прощать педагога в том случае, если он действительно провинился, но авторитет профессии нужно поднимать. В общем-то, учитель с той высоты, на которой был в советское время, низко-низко упал».

Антон Клишин, ректор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия»:

Несовершенство текущей версии нашей образовательной системы — это не единственная причина. Большую роль играет и негативное изменение социального статуса педагога. Если в СССР учителя воспринимались как специалисты, к мнению которых прислушиваются родители, а их авторитет в глазах учащихся не вызывал сомнений, то сейчас все иначе. Родители и дети ведут себя не лучшим образом, препирательства и оскорбления становятся привычным элементом рабочего процесса учителя. Самое парадоксальное в этом то, что к такой ситуации привела и неумелая политика правительства, и потребительское отношение со стороны общества, и сами учителя, которые забывают о своей профессиональной этике. Дело в том, что низкий уровень оплаты труда и сложные условия работы привели к тому, что кадровый состав преподавателей поредел и ухудшился. Многие грамотные и перспективные специалисты приняли решение сменить сферу своей деятельности. А те, кто остался в профессии, либо подверглись эмоциональному выгоранию, либо не имеют мотивации к развитию и совершенствованию своих навыков. Конечно же, высококвалифицированные специалисты есть. Но проблема в том, что их число не растет, а выпускники педвузов все чаще разочаровываются в выбранной стезе и работают в других областях.

Еще одна важная проблема российского образования — несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов. Иными словами, сейчас работодатели испытывают потребности в маркетинговых и IT-специалистах, которые могли бы работать в интернет-пространстве. Но вузы не готовят по направлениям CEO и SMM. И так выходит, что представители этих профессий скорее самоучки, чем дипломированные специалисты. Конечно, стоит отметить, что осваивать новые профессии или же актуальные технологии помогают программы дополнительного профессионального образования. Лицензированные учебные центры (как, например, СНТА) создают образовательные программы по актуальным направлениям подготовки, систематизируют информацию и дают помогают в полной мере освоить все аспекты профессии. Но все же их специфика такова, что у слушателя должен быть базис знаний, на котором уже и будет формироваться обучение. Поэтому российскому образованию следует пересмотреть и представленные направления подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях. Этот шаг позволит готовить специалистов по востребованным сейчас профессиям.

Следующая проблема сокращение числа школ и их переполненность. Как и в случае с медициной, к уменьшению числа образовательных учреждений привела оптимизация. Ее результатом стало сокращение с 2001 года числа городских школ с 23 до 18 тысяч, а сельских — с 46 до 24 тысяч. Общее число школ в России на 2018 год равнялось 41 349 единицам, в 2019 году эта цифра опять сократилась до 40 823. К слову, это всего лишь на 2 тысячи больше действующих на начало 2019 года православных храмов, которых насчитали аж 38 649.

При этом образовательных учреждений каждый год становится все меньше и меньше, а число учащихся только растет. Так, по данным аудитора Счетной палаты Светланы Орловой к 2024 году их будет около 20 миллионов. Чтобы решать проблему нехватки мест, школы вводят вторые и даже третьи смены. Согласно информации Росстата, в 2018 году во вторую и третью смены занимались более 1,2 млн учеников 1-4 классов, 782 тыс. учащихся 5–9-х классов и 10 тыс. старшеклассников. Не сложно догадаться, что качество образования в такой обстановке будет страдать, однако сюда добавляются и другие сопутствующие, например, повсеместные ОРВИ, которые выводят из строя целые классы.

1000sovetov.ru

Зачастую учеников в классах оказывается вдвое больше нормы. В Екатеринбурге в 2019 году родители из-за нехватки школ и детсадов потребовали заморозить все стройки. Наиболее остро проблема ощущается в школе № 181 города Краснолесья — она рассчитана на 830 учащихся, однако в прошлом году их было 1600. «Учебный процесс организован в двухсменном режиме работы. Уже сейчас ученики жалуются на очереди в туалеты, нехватку места для размещения одежды в раздевалке, нехватку мест в столовой», — пишут родители в петиции о заморозке строительства.

Другой антирекорд — в одной из краснодарских школ сформировали целых 24 первых класса. В Чите проектная мощность всех 55 общеобразовательных организаций вмещает 35 045 учеников, но по факту в них обучается 44 тысячи детей. Мест катастрофически не хватает и в селе Хомутово Иркутской области — число учащихся превышает норматив в 2–2,5 раза, в некоторых образовательных заведениях уроки проводятся в коридоре, просто потому, что больше негде.

«Еще очень серьезная проблема — увеличение детей в классах, добавляет Людмила Монетова. — В начальной школе учитель не имеет возможности подойти к каждому ребенку и научить хотя бы держать ручку, показать как правильно должна лежать рука. Сейчас в классах до 30 человек, но даже 25 детей — это очень много. Невозможно уделить внимание каждому».

Плюс ко всему оптимизация образования направлена на ликвидацию неэффективных школ и чаще всего они находятся в маленьких селах. Поэтому получается, что ученикам приходится ездить в другие населенные пункты, чтобы получить образование. Как напомнила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова, уже сейчас место проживания ребенка от места образовательного учреждения нередко превышает 25 километров, чего по нормам быть ну никак не должно.

Еще одна слабость низкое качество образовательной системы. Как показывает исследование ФОМ, 44% респондентов считают качество школьного образования средним, 28% — плохим. Кроме этого, 35% опрошенных уверены, что с каждым годом его уровень только снижается, причинами чего служат несовершенная учебная программа (8%), снижение уровня знаний детей (7%), и введение ЕГЭ (5%), который сводит учебу к заучиванию материала для сдачи тестов. Из этих же данных следует, что внедрение единого гос. экзамена поспособствовало снижению общего уровня подготовки выпускников.

О несовершенстве образовательной системы в России свидетельствуют и другие данные: исследование Росстата указывает, что в 2015 г. Россия находилась на 82-м месте из 140 стран мира по качеству образовательной системы и на 58-м месте по качеству математического и естественно-научного образования. Согласно международному исследованию PISA 2015 года, около 28% российских 15-летних школьников не освоили минимально необходимых навыков хотя бы в одной области из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке). PISA-2018 выявил значительный спад читательской, математической и естественно-научной грамотности. Только московские ученики продемонстрировали улучшенные показатели.

О качестве образования в России можно судить и по другим международным рейтингам, в которых страна занимает далеко не самые высокие позиции. Например, индекс уровня образования в странах мира (Education Index) показывает, что Россия занимает в нем 33 позицию, оказавшись позади таких стран, как Беларусь, Аргентина и Грузия.

Еще одна ключевая проблема недостаток финансирования. В 2019 году президент Владимир Путин подписал приказ о внесении корректировок в федеральный бюджет. В частности, урезал расходы на образование, гражданскую медицину и социальное обеспечение населения, при этом выделив «бонусы» полиции, армии, Росгвардии и двум государственным телеканалам. На самом деле, сокращение расходов на образование не новинка, оно продолжается с 2013 года. Тогда процент ВВП, направленный на образование, составлял 4,3% и упал до 3,6% в 2018 году. Как показал рейтинг Skyeng из 36 стран, в международном топе расходов государства на образование своих граждан, Россия оказалась в конце списка, рядом с такими странами, как ЮАР и Колумбия. Так, в нашей стране ежегодные траты на каждого человека составляют $240 — это в 19 раз меньше, чем в Норвегии, возглавившей список.

По мнению некоторых экспертов, 3,6% ВВП — это слишком мало и таких денег не хватает даже на минимальное развитие вузов и школ. Как сообщается в докладе Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ ­РАНХиГС, расходы должны возрасти до 4,9%, чтобы Россия смогла конкурировать глобально.

1000sovetov.ru

Ну и заключительная проблема, которая сопряжена с недостатком финансирования — это коррупция. В 2018 году Коммерсантъ передавал о выросшем числе коррупционных случаев, в итоге фигурантами дел о незаконном присвоении денег стал 261 работник образования и науки. В целом, образование всегда считалось одной из самых коррумпированных сфер, однако проверить эти данные и сказать с точностью невозможно. Факт остается фактом, коррупция хоть и снизилась с введением ЕГЭ, все равно существует, в основном в форме взяточничества. Проблема эта вытекает и из низких зарплат преподавателей, ведь за хорошую оценку или зачет можно получить неплохие деньги. Нередко можно встретить и недобросовестных чиновников. Так, например, в Карачаево-Черкесии министр образования получил реальный срок в 8 лет за незаконное содействие результатам оценок на ЕГЭ. По мнению некоторых экспертов, бытовая коррупция учителей не может сравниться с хищениями в высших эшелонах власти. Об этом заявлял депутат Госдумы Владимир Бурматов в беседе с корреспондентом «Коррупция.NET»:

«Но все эти истории про теннисные ракетки и взятки коробкой конфет, букетом цветов и бутылкой шампанского выглядят нелепо на фоне дел Министерства образования. Объемы такой коррупции и деструктивный эффект от нее в разы меньше, чем от коррупции в высших эшелонах власти. По целому ряду рейтингов Минобразования РФ является наиболее коррумпированным в системе исполнительной власти в России среди ведомств. На первое место по количеству коррупционных скандалов его поставил целый ряд деловых изданий».

Примерно так выглядит основной перечень проблем образования, однако это лишь верхушка айсберга — дальше можно добавить кризис традиционной системы, низкую практическую направленность, не развитую систему взаимосвязи между различными уровнями образования и слабое законодательство.

Анастасия Леонидова, Leoni CEO, эксперт в области edtech для детей

На наш взгляд, именно, в отсутствии гибкости индивидуального подхода и скорости адаптации к современным условиям, кроется ключевая проблема современного образования. Безусловно, есть позитивные изменения. Они связаны, например, с фокусом с теории на практику, что помогает детям осваивать навыки проектной работы в группе, делает ученика не объектом, а субъектом получения знаний. Активно создаются профильные школы с разными уклонами. Помимо этого, серьезно вырос сегмент дополнительного образования, появился огромный рынок платных образовательных услуг.

 


Было ли образование в СССР идеальным?

Критика отечественного образования нередко перерастает в его сравнивание с моделью образования в СССР. Оно и понятно, ведь у многих остались приятные, ностальгические воспоминания от советской школы. Судить о качестве образования в СССР сейчас довольно сложно, тогда Советский Союз был очень закрытой страной и ни в каких международных рейтингах не участвовал. Единственный документ, на который ссылаются защитники советской системы  аналитическая записка НАТО об образовании. В ней западные эксперты довольно лестно отзываются о прошлой системе, выделяя усиленное изучение основных дисциплин, высокий статус педагогов и их хорошую профессиональную подготовку. Вообще, конечно, советские школы есть за что хвалить. Например, усилиями властей грамотность населения приблизилась к 100% отметке. В том обществе многие молодые люди действительно хотели учиться, а высокий уровень образования был основным способом продвинуться в жизни, поэтому ценился и преподаватель. В школах при Сталине у учителя была очень хорошая зарплата и часто педагогами становились люди, желающие нести просвещение в массы. Уровень бюрократизации был значительно ниже, а у учителя было больше свободы. Государство, в свою очередь, стимулировало и поощряло обучение высокими стипендиями и бесплатными факультативами, что сейчас сохранено лишь частично.

vixri.ru

Высшее образование тогда было бесплатным, однако конкурс на каждое место в советских вузах был в два раза выше, чем в современных российских. Соответственно, уровень подготовки каждого абитуриента был серьезнее, а вузы набирали только самых способных молодых людей, которые после окончания университета гарантированно трудоустраивались. В России же сейчас высшее образование более доступно, и с одной стороны это хорошо — каждый желающий может иметь диплом «вышки», в том числе, после платного обучения. С другой стороны, это поспособствовало снижению уровня образования, его обесцениванию и к переизбытку некоторых профессий на рынке труда.

Сыдып Бальдруев, историк, аспирант Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы (РАНХиГС)

Вместе с тем, российское образование в отличие от советского, подчиняется рыночной конъектуре — если на рынке стало модным быть юристом, то появляется огромное количество предложений. В итоге, масса специалистов, оказывается не у дел, так как рынок перегрет, а качество их подготовки желает лучшего.

Однако у любой сложной системы обязательно будут и минусы. Советское образование не исключение, хотя перечисляя все преимущества и ностальгируя по тем временам, о минусах можно легко забыть. Так вот, здесь прежде всего стоит упомянуть ряд ограничений, с которыми сталкивались советские ученики. Прежде всего это касается цензуры и «запрещенки» — иностранной литературы, доступ к которой был довольно строго ограничен. Школьники и студенты получали только те знания, которые были одобрены властями и ничего не нарушали с точки зрения идеологии. Плюс современной системы как раз в этом — в доступности различных точек зрения и информации. Из идеологических ограничений и штампов вырастает еще несколько минусов той системы — это, прежде всего, низкое качество гуманитарного образования, которое было перегружено марксизмом-ленинизмом, и слабое обучение иностранным языкам. В плане изучения языков в современной России гораздо больше возможностей, а также школ, которые преподают его на высоком уровне.

К минусам можно добавить и снижение оплаты труда учителей в более поздний период. Если во времена Сталина зарплаты у учителей были достаточно высокими, то начиная с эпохи Хрущева ситуация сильно изменилась: зарплаты фактически были перераспределены в пользу рабочих специальностей. С. И. Никонова приводит следующие данные, отмечая динамику снижения оплаты труда в сфере образования: в 1940 г. зарплата оставляла 97% среднего показателя по промышленности, в 1960 г. — 79%, а в 1985 г. — всего 63%. Но это еще не все, к минусам относится деградация системы среднего профессионального образования в позднем СССР, а также практически полная ликвидация домашнего образования.

Все же, образование в СССР было хорошим, но далеко не идеальным. Современная система унаследовала от прошлой доступность, однако пошла вперед, стараясь соответствовать времени. Можно сколько угодно хвалить образовательную систему СССР, но следует понимать, что мир за 30 лет изменился, изменились запросы и рынок труда, а также существенно вырос объем информации.

Дмитрий Ильенков, основатель и управляющий партнёр Project Management Club:

Нет никакого смысла сравнивать образовательную систему России сегодня с образовательной системой СССР или США образца 1991 года — с тех пор прошло уже почти 30 лет. Образовательная система должна отвечать потребностям даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, потому что выпускники этого года будут жить и работать не вчера и не сегодня, а завтра и ещё много лет спустя. К сожалению, сегодня образовательная система настроена на соблюдение формальных требований и к учащимся, и к преподавателям, и к образовательным учреждениям, школам или университетам. Школьник выучил правило — молодец, студент сделал конспект — отлично, преподаватель перечислил осваиваемые компетенции в программе — замечательно. Такой подход даёт иллюзию контроля и возможность сдать отчётность, но не имеет никакого отношения к реальности. Чтобы улучшить систему образования, достаточно дать всем её участникам от школьников до ректоров вузов возможность задавать и отвечать на вопрос «а зачем это нужно?».


Чем зарубежные школы отличаются от российских?

Идеальной школы нет нигде, однако в каждой стране свой индивидуальный подход к образованию. В 2019 году вышел новый аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов», в котором авторы проводят сравнение российской системы образования с системами более чем 40 стран мира. Согласно данным аналитиков, наши школьники поступают на учебу позже, чем в большинстве государств. А совокупное количество учебных недель у нас также ниже, чем у зарубежных сверстников.

1000sovetov.ru / данные: «Российское образование в контексте международных индикаторов»

Отечественные школьники на начальном этапе образования больше изучают русский и литературу, чем в других странах. Но вот времени на иностранные языки и социальные науки у нас отводится меньше. К тому же, в средней школе не принято изучать второй иностранный язык и искусство — основное время уделяется естественным наукам.

Еще одно существенное отличие — в западных странах школа располагает максимальными полномочиями в вопросах организации учебного процесса. То есть они сами могут выбирать учебный план и принимать решения. У нас такой практики нет: российские школы часто одинаковы и по содержанию образования, и по уровню требований.

Во многих зарубежных странах школьники могут сами выбирать предметы для изучения, и это несомненный плюс иностранного образования, ведь индивидуальный список занятий помогает сконцентрироваться только на интересующих дисциплинах. В России же в некоторых учебных заведениях можно выбирать лишь профиль, но отдельные предметы — нельзя.

Кроме этого, в старших классах иностранных школ для изучения естественных наук делается упор на практическую часть. Многие кабинеты биологии оснащены микроскопами, а на уроках химии или физики подростки ставят опыты. У нас такая практика тоже есть, но зачастую у школ не хватает оборудования, приборов и прочего.

Инна Богданова, эксперт по образованию за рубежом, создатель Канадского сервисного центр и платформы Aplic:

Разница прежде всего в гибкости и индивидуальном подходе, дружелюбности и внимательности учителей к потребностям и индивидуальным особенностям детей. У школьников есть выбор предметов, на которых они хотят сконцентрироваться и также есть выбор уровня сложности. Много практических проектов. В каждой школе есть такой предмет как Career.Life.Education, где детей начиная с 10 класса готовят к реалиям жизни. Большое внимание в школах уделяется физической активности и спорту в целом. Конечно, детей стараются не перегружать,чтобы не отнимать у них детство. В России же наоборот, с первого класса дети сильно нагружены академически, что является часто сильным стрессом для ребенка. Я сторонница российского школьного образования до 10 класса, если мы говорим об академическом аспекте, так как подобный уровень доступен только в частных школах на Западе. Но, к сожалению, после 9 класса, я бы рекомендовала учиться за границей, в рейтинговой государственной школе, где есть Advanced Placement или International Baccalaureate или в частной, так как по сути 10 и 11 класс в России сейчас является подготовкой к ЕГЭ, сопряженной с колоссальным стрессом, который испытывают дети. А учась в западной школе после российского 9-го класса, дети могут существенно повысить свой академический уровень, взяв более сложный уровень предметов, и сосредоточится на тех дисциплинах, которые нужны для поступление в ВУЗ мечты.

Итог

Система российского образования далеко не совершенна, но она постоянно реформируется, чтобы решать насущные проблемы. 1 января 2019 года в силу вступил указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», одна из его целей — вывод отечественного образования в рейтинг лучших в мире. Также документ предполагает увеличение числа учителей, создание современной цифровой среды, привлечение иностранных студентов, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи и так далее. Амбициозные планы включают и ликвидацию третьих смен к 2021 году.

Сейчас сложно сказать, какие результаты обеспечит реформа, но сам факт ее наличия вызывает надежду на то, что проблем станет меньше, а образование — лучше.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх